Корзина: 0

Новости



Люмитекс

 » Новости
Продажи светодиодных ламп (LED) в России растут на 300% в год
14.05.2014

Правительство еще с прошлого года могло запретить оборот ламп накаливания, мощностью свыше 75 ватт, однако этого не произошло. Является ли это единственным препятствием для развития в России LED-технологий.

 

В прошлом году в России было продано более 1 млрд ламп: с января по декабрь 2013 года продажи в штуках выросли на 19%, сообщил источник со ссылкой на данные GfK. В денежном выражении рынок светотехники превысил 46 млрд руб., увеличившись на 20%. Настоящий прорыв случился в сегменте светодиодных ламп – продажи выросли на 300% в штуках и на 250% в деньгах, с удовлетворением отмечает собеседник: общие продажи составили 400 млн руб. Для производителей светотехники светодиодные лампы составляют пока небольшую долю в продажах - менее 10%. Основную выручку - порядка 60% - им приносят компактные люминисцентные лампы; еще 23% выручки приносят обычные лампы накаливания. Но по итогам года сегмент светодиодов почти догнал сегмент галогенных неэкологичных ламп, который также составляет порядка 10%.

 

Основные игроки рынка все больше зарабатывают на LED. Так, крупнейший мировой производитель светотехники Philips, сфокусировавший производство на LED и энергосберегающих лампах, в первом квартале 2014 года показал 37-процентный рост выручки в сегменте LED. По данным General Electric, сегмент LED-технологий в 2012 году составлял 18% от мирового рынка светотехники, а к 2020 году должен достигнуть 70%;объем всего рынка светотехники в деньгах, согласно исследованию McKinsey «Lighting the way: Perspectives on the global lighting market» , вырастет до 100 млрд. евро. Какой потенциал у светодиодов в России?

 

По данным руководителя проектов McKinsey Александра Каменскова, в 2013 году доля светодиодного сегмента в общем объеме светотехники была даже выше – 12%. За три года сегмент вырос в четыре раза, отмечает он. «Российский рынок светотехники находится в стадии роста, обеспеченного, в первую очередь, положительной динамикой на рынке LED-освещения, что совпадает с общемировым трендом перехода на более эффективные источники света», - говорит Александр Каменсков. Причинами роста, по его словам, являются технологические преимущества – значительно более высокий срок службы и энергоэффективность LED-технологии, а также господдержка отрасли. Также важным фактором развития рынка является появление целевых программ реорганизации наружного освещения в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. Такие программы создают спрос не только на осветительные приборы, но и на комплексные системы управления светом, отметил Александр Каменсков.

 

По его словам, сегодня Россия является страной-импортером светотехники: более 60% продаж ламп приходится на поставки из-за рубежа. Однако в ближайшие годы ожидается тенденция к росту внутреннего производства, в том числе за счет создания светотехнического кластера в Мордовии, целью которого является снижение доли импорта в светотехнике до 33% к 2016 году. «Структура российского рынка LED сделает его устойчивым к внешнеполитическим событиям. Во-первых, импортные поставки более чем наполовину обеспечиваются Белоруссией, Китаем и другими азиатскими странами, ориентированными на развитие экономических и политических связей с Россией. Во-вторых, высокое внутреннее потребление гарантирует независимость локальных производителей от экспортных рынков и стабильный спрос на производимую продукцию», - сказал Александр Каменсков.

 

В качестве одной из главных причин роста рынка LED собеседники называют государственную политику, нацеленную на продвижение энергоэффективности. Речь идет об отказе от так называемых «лампочек Ильича». Еще в 2009 году Дмитрий Медведев, работавший тогда президентом РФ, подписал закон №261 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этим законом с 1 января 2011 года вводился запрет на оборот ламп накаливания мощность 100 ватт и более. Кроме того, в законе прописана возможность отказа с 1 января 2013 года от ламп накаливания мощность 75 ватт и более, а с начала 2014 года - от ламп мощностью 25 ватт и более. Как предполагалось, в быту и госзакупках такие лампы будут постепенно замещаться более современными – компактными люминесцентными и LED.

 

Однако закон не заработал и отказа от «лампочек Ильича» не произошло, говорят участники рынка. Запрет на оборот ламп мощностью 25 ватт и 75 ватт не вводился, сообщил источник в Минэнерго и подтвердил менеджер отдела развития дистрибутора светотехники ООО «АЗ» Павел Хобочев. Однако из оборота действительно выведены лампы мощностью 100 ватт – именно поэтому сейчас можно увидеть в рознице лампы накаливания мощностью 95 ватт, отмечает Павел Хобочев. «Грубо говоря, та же сотка, но с другой надписью», - иронизирует он. «Это образовательная деятельность для подготовки населения к принятию энергоэффективных решений. Однако на текущий момент население к этому не полностью готово», - считает вице-президент ABB Михаил Аким. Между тем, недавно в Philips подсчитали, что если бы в России состоялся полный переход на светодиодное освещение, то страна бы смогла сэкономить ежегодно более $2 млрд. Неужели, «лампочки Ильича» тормозят развитие рынка светодиодов?

 

Отчасти это так, соглашается управляющий директор департамента стратегии и инжиниринга «Роснано» Евгений Евдокимов. По его словам, ФЗ №261 должен был помогать российским компаниям, которые будут производить светодиодные лампы для квартир (35% от всего рынка освещения) и частично - для офисов (15% рынка). Однако есть и другие факторы, сдерживающие развитие развитие рынка светодиодных ламп и первый из них - их высокая цена по сравнению с другими лампами, говорит Евгений Евдокимов. Второй фактор - отсутствие в России производств LED-ламп полного цикла – от выращивания кристаллов до сборки, которые могут конкурировать с Китаем, отмечает он.

 

Насколько цена LED-ламп соответствует их преимуществам? Очевидно, что у светодиодных ламп есть множество достоинств по сравнению со всеми остальными категориями: сегодня новое поколение ламп может экономить до 90% электроэнергии и работать от 15 до 25 лет в зависимости от производителя, это при том, что лампы накаливания приходится менять несколько раз в год. Добавим к этому устойчивость LED ламп к перепадам напряжения, низкой температуре (до минус 40 градусов), а также их экологичность (отсутствие ртути и свинца). Но разница в цене светодиодных и обычных ламп все еще существенная. Если цены на лампы накаливания на «Яндекс.Маркет» начинаются от 10 рублей, на энергосберегающие – от 100 рублей, то на LED – от 150 рублей. По данным пресс-службы Philips, светодиодные лампы этого европейского производителя стоят от 200 рублей, а количество наименований насчитывает более 30 LED ламп с различными цоколями, колбами и техническими характеристиками. Цены на светодиодные лампы в России существенно снижаются каждый год. В прошлом году они упали в среднем по рынку до 40%. Это привело к росту продаж, но не к завоеванию кошельков всех потенциальных потребителей. Заполучить их производителям светодиодов, вероятнее всего, удастся только после значительного роста стоимости самой электроэнергии. И это время не за горами. По прогнозам Минэкономразвития, уже к 2030 году стоимость электроэнергии вырастет в пять раз.

« к списку новостей